Контакты: г. Алматы, мкр.Таугуль-3, ул. Жантурина 21; +7 (701) 722 28 04

Развитие речи для малышей: когда не рано начать?


Обучение ребенка культуре речи – масштабная задача, включающая в себя ряд более мелких, частных задач: обогащение словарного запаса, фонетическая грамотность, формирование разговорной диалогической и монологической речи, воспитание интереса к литературному слову и, как  следствие  - формирование основы для будущего обучения грамоте, чтению и письму.

Самое сложное умение, которым предстоит овладеть ребенку младшего дошкольного возраста – это умение рассказывать, то есть так называемая «монологическая речь». Умение связно излагать свои мысли задействует все навыки и умения ребенка: использование словарного состава, грамматики и фонетики. Впрочем, это не означает, что развитие речи для малышей начинается лишь тогда, когда ребенок уже в совершенстве освоил родной язык.

Формирование грамотной связной речи начинается гораздо раньше, причем, чем раньше, тем лучше и эффективней. Даже когда малыш еще не научился внятно произносить все звуки и не накопил обширный словарный запас, работу по развитию речи уже можно начинать.

Главное условие речевого развития ребенка – общение со взрослыми. Речь окружающих малыша взрослых должна быть грамотной, следует избегать примитивных редуцированных составляющих, например, «бибика» вместо «машина», «гавгав» вместо «собака», «ляля» вместо «ребенок» и тому подобных. Этим часто грешат пожилые люди – бабушки и дедушки. В результате такие несуществующие «недослова» прочно приживаются в речи ребенка, и приучить малыша говорить правильно становится крайне непросто. Общаясь с самыми маленькими (до года-полутора лет), важно закрепить связь тех или иных слов с определенным действием, например, взяв в руки игрушку, проговорить: «Я взял игрушку». Такая взаимосвязь «слово-действие» поможет ребенку быстрее запоминать слова, обогащать свой лексический запас. К тому же, без точного обозначения предметов и действий взрослому сложнее корректировать поведение ребенка, пресекая ненужные действия и наоборот, поощряя продуктивные.

Нельзя недооценивать и эмоциональную составляющую общения ребенка и взрослых. Как правило, чем прочнее психоэмоциональная связь, тем охотнее ребенок перенимает речь взрослого, воспринимая его, как ролевую модель. Поэтому главная ответственность за развитие речи для малышей лежит, конечно же, на родителях и воспитателе – именно маленький человек проводит большую часть своего времени. Связная речь неотделима от функций мышления – выражая свои мысли, ребенок учится осмыслять, систематизировать и анализировать окружающие явление, выражать свое отношение к ним. То, как малыш строит свои высказывания, позволяет судить об уровне его психоречевого развития. Умение излагать свои мысли (или чужие, например, пересказывая сюжет мультфильма или историю, рассказанную кем-то), влияет и на эстетическое развитие ребенка: он будет стараться использовать образы и метафоры, присутствовавшие в исходном тексте. Умение быть понятым поможет малышу стать общительнее, подарит уверенность в себе. Дальнейшее развитие речевой культуры будет строиться на основе тех навыков, которые будут заложены в раннем детстве.