Контакты: г. Алматы, мкр.Таугуль-3, ул. Жантурина 21; +7 (727) 317 67 51, +7 (701) 722 28 04

Социализация личности ребенка: как вжиться в коллектив?

Первое знакомство малыша с детским садом – стресс и для ребенка, и для мамы. Кроху внезапно выдергивают из привычной зоны комфорта – дома и семьи. Новая обстановка и окружение – серьезное испытание для малыша. Громкий плач и недовольство – тот самый первый «багаж», с которым ребенок приходит в детсад. Впервые ребенок остается в окружении незнакомых малышей и воспитателей – совсем один, без мамы и папы! Можно ли сделать этот этап в жизни маленького человечка менее болезненным? Конечно! Главное, чтобы социализация личности ребенка проходила под наблюдением квалифицированных и внимательных педагогов и психологов, которые найдут индивидуальный подход к каждому малышу с учетом его характера и потребностей.  Отвлечь ребенка игрой, интересными занятиями – и детский сад станет вторым домом, а ежедневное пребывание там – увлекательным приключением, дарящим новые знания и интересное общение со сверстниками.

«А нужен ли вообще ребенку детский сад?» – сомневаются многие родители. Конечно, роль семейного воспитания сложно переоценить. До определенного возраста главный авторитет и ролевая модель для ребенка – родители и близкие: бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Детский сад лишь дополняет семейное воспитание, расширяя социальную компетентность ребенка. Но, начиная примерно с трех лет, у малыша появляется потребность в постоянном общении с ровесниками, расширении социальных контактов. Ребенку становится необходима определенная самостоятельность, новые виды деятельности. В этом возрасте модное сегодня домашнее обучение уже не способно в полной мере удовлетворить потребности развития малыша. Социализация личности ребенка достигается только в окружении сверстников. Сад дает малышу навык сосуществования с коллективом, умение придерживаться правил и норм поведения в обществе, дисциплинирует. Это незаменимый опыт, формирующий его личность и характер. В процессе социализации и адаптации малыш осознает свою роль в обществе, учится себя вести, находя баланс между требованиями социума и собственными желаниями и потребностями.

Важные навыки социального взаимодействия ребенок получает в процессе игры. Современные методики нацелены на то, чтобы преподнести важные установки в простой, занимательной и понятной малышу форме.

Но не стоит забывать, что все дети разные. То, что адаптация одного ребенка прошла гладко и безболезненно, еще не гарантирует, что этот процесс окажется столь же простым для другого. В ситуации, когда «что-то пошло не так», очень важна своевременная помощь педагога и детского психолога. Скорректировать поведение ребенка самостоятельно, без вмешательства квалифицированных специалистов, родителям бывает весьма непросто. Это еще один аргумент в пользу детского сада в извечном споре мам «Нужен ли ребенку садик?».  Зачастую распознать первые признаки проблем с социализацией и вовремя скорректировать их под силу лишь специалисту. Ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек: негативные проявления легко закрепляются в сознании ребенка, препятствуют его социализации и психоэмоциональному развитию и, в конечном итоге, «аукнутся» в школьном и особенно подростковом возрасте, когда потребность в определении своего места в социуме особенно велика.

Поэтому важный процесс построения сложного взаимодействия «ребенок-общество» наиболее эффективно проходит именно под руководством и наблюдением педагога-воспитателя. Его задача – сформировать у малыша умение устанавливать контакт с окружающими, дать ему возможности для самореализации, научить самостоятельности и инициативности.