Контакты: г. Алматы, мкр.Таугуль-3, ул. Жантурина 21; +7 (727) 317 67 51, +7 (701) 722 28 04

Художественная литература для детей: читаем вместе


Родители и педагоги с огорчением констатируют: современные дети перестали читать. Даже дошкольники готовы проводить дни напролет, уткнувшись в экраны смартфонов, компьютеров и планшетов. Заставить чадо отложить в сторону гаджеты и взяться за книгу – задача для мам и пап зачастую непосильная. Как же привить ребенку любовь к чтению, и главное - нужны ли книги детям, растущим в эру высоких технологий?  Давайте попробуем разобраться.

Проблема сохранения интереса к книге, литературному слову сегодня остро стоит во всем мире.  Современные достижения масс-медиа, телевидение и интернет, пичкающие ребенка уже готовыми визуальными образами, не оставляют простора для фантазии, избавляют от необходимости анализировать и думать. Технологии отняли у детей интерес к книге: чтение требует усидчивости и терпения, определенных умственных усилий.  Поэтому малыши XXI века предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Между тем, художественная литература для детей играет важную роль в становлении ребенка как личности,  формирует понятие нравственности и представления об окружающей действительности. Книги открывают для ребенка сложный и многогранный мир природы, новых открытий, социальных ценностей. Знакомство с красотой художественного слова обогащает кругозор, развивает речь, логику и образное мышление дошкольника. Иными словами, литература – это целый социокультурный пласт, плодотворно влияющий на развитие ребенка, обогащающий его внутренний мир, воспитывающий чувство прекрасного.

Стоит ли прививать ребенку любовь к книге? Ответ однозначен: конечно, да! Но как научить малыша любить литературу? Начать стоит как можно раньше. Художественная литература для детей сопровождает человека с первых лет жизни. Сказки, которые читают ребенку перед сном, красочные иллюстрации помогут привить любовь к чтению. Можно придумать с малышом и собственную историю – фантазия детей поистине безгранична! Всё дальнейшее знакомство с литературой будет опираться на фундамент,  заложенный в раннем возрасте. Поэтому обучение чтению в детском саду – важная часть образовательного процесса.

Чтобы восприятие художественного произведения было полноценным, ребенок должен быть к этому подготовлен.  Задача педагога – привлечь внимание маленького читателя не только к смысловой нагрузке материала, но и его художественной форме, средствам выразительности литературного языка. Это поможет детям обогатить словарный запас, а пересказ услышанного/прочитанного научит связно и логично выражать мысли.

Художественная литература для детей, рассказы и сказки учат малышей честности, дружбе, взаимовыручке. Того небольшого жизненного опыта, который успел накопить дошкольник - начинающий читатель, более чем достаточно для понимания основной мысли произведения. Ребенку не составит труда понять и объяснить, почему добро победило, а отрицательный герой остался ни с чем. Воспитателю нужно лишь подтолкнуть,  задать правильное направление для анализа. Таким образом, дети не только усвоят основы лексики, грамматики и принципов функционирования языка, но и получат представление о нравственных ценностях, сформируют принцип «что такое хорошо и что такое плохо».

Изученные дома или на занятиях книги могут послужить вдохновением для детского творчества: ребенок может нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке или поучаствовать в сценке вместе с воспитателем или родителями.